Валюты

курсы валют 20.09.2017
1 Доллар США 58.0993 0.475
1 Евро 69.6785 0.927

Григорий Двас: «Федеральной промышленной политики нет...»

Николина Марианна Статьи - Промышленность
Печать

Вице-губернатор, председатель Комитета экономического развития Ленинградской области Григорий Двас курирует множество направлений, касающихся промышленности. С ним мы встретились, чтобы поговорить о том, что происходит в подконтрольной ему сфере...

ПВ: Григорий Викторович, в каких инвесторах нуждается сегодня Ленинградская область?

- Я могу представить только свою точку зрения: в данный момент инвесторами недооценена такая отрасль, как туризм, но не могу сказать, что мы ждем, чтобы у нас открылось предприятие какой-то конкретной отрасли, будь то перерабатывающее производство, молочный завод или машиностроение. Промышленная политика не может формироваться и реализовываться на уровне субъекта федерации по одной причине - у субъекта федерации нет никаких целей в этом вопросе. Пример, который я всегда привожу: мне совершенно не нужно судостроение, поскольку у меня нет собственного военно-морского флота, соответственно мне абсолютно все равно, какую отрасль будет развивать инвестор - судостроительную, приборостроительную или легкую промышленность. Главное, чтобы были рабочие места и налоги, а судостроение необходимо федеральному правительству. Вся федеральная промышленная и агропромышленная политика должна формироваться на федеральном уровне, а потом уже трансформироваться на региональном - в конкретные задачи, что и как нужно делать в каждом конкретном регионе. Если этого нет, то никаких задач и не возникает по поводу того, что нужно произвести и в каком объеме.

ПВ: Какое количество инвестиционных проектов было заявлено, а потом их реализация затормозилась?

- Очень много, и причины разные. Иногда для западных компаний это своеобразная форма проведения маркетинга. Как правило, из всех переговоров практической реализацией заканчивается 3-4%, и это надо принимать как факт, данность.

ПВ: Вы активно привлекаете инвесторов?

- Не могу сказать, что мы ведем активную работу в этом направлении и забрасываем потенциальных инвесторов письмами. Надо бы, хотя это очень сложно и требует колоссальных затрат времени, сил и средств.

ПВ: Китайские инвесторы проявляют интерес к Ленобласти?

- Очень осторожный, я бы сказал, зарождающийся интерес. Особой активности нет, но переговоры по поводу производства бытовой техники мы ведем.

ПВ: Это перспективно, на ваш взгляд? К качеству китайской продукции у нашего потребителя традиционно много нареканий.

- Качество великолепное, дело в том, что товары, произведенные в Китае, делятся на две категории. Одна та, где написано, что это «Made in Chine», а вторая, на которой такой надписи нет. Разница между этими товарами коллосальная.

ПВ: Какие лучше?

- В Китае существует очень жесткая система экспорта, который носит различительный характер, и предприятия должны выполнить громадное количество требований, чтобы получить разрешение поставить на свой товар «Made in Chine». Потому можно быть уверенным, что он будет хорошего качества, а если говорить про бытовую технику, то соответствующего той марке, под которой она выпускается. «Sony» и «Panasonic» собранные в Китае, абсолютно ничем не отличаются от произведенных в другой стране. В США, например, нет ни одного завода по производству телевизоров, в основном продукция из Сингапура, Таиланда, Китая, и американцы по этому поводу не переживают.

ПВ: Какие страны-инвесторы ведут себя в области активнее прочих?

- Такой статистики у нас нет. Могу лишь сказать, что мы открыты для всех.

ПВ: Есть ли какая-то проблема, объединяющая промышленные предприятия области? С чем к вам обращаются?

- К сожалению, для абсолютного большинства территориальных органов федеральных служб процесс гораздо важнее, чем результат. Им нравится формалистичный подход в решении вопросов, что приводит к остановке самых правильных и передовых идей и проектов. Причем это является наиболее характерным признаком работы практически всех территориальных органов власти. Это основная проблема.

ПВ: Спустя время, как оценивают качество автомобилей «Ford» местного производства?

- Последние несколько кварталов «Форд-Всеволожск» стабильно занимает первое место по качеству среди заводов «Форда» по всему миру. Недавно я был на спуске с конвейера 100 000-ного «Форда» и обратил внимание, что у них на предприятии есть Доска капсоревнования. Раньше было соцсоревнование, а теперь, наверное, капиталистическое соревнование (смеется). На «Катерпиллар», «Филипп Морис» тоже отмечают работников - лучший по смене, лучший по профессии, главный по рационализаторству. Интересно, что зарубежные компании очень высоко оценивают создание корпоративного духа таким образом.

ПВ: Значит, наш «Ford» можно покупать. А вы лично когда-нибудь предпринимали какой-нибудь рационализаторский шаг и какой?

- Да, когда в 1996 году возглавил Экономическую службу Правительства Ленобласти, я выполнил достаточно серьезный анализ с использованием научных методов и подходов и доказал, что в Ленинградской области необходимо снизить налог на прибыль на 4%. Финансисты были категорически против, но в результате через полгода признали - началось увеличение поступлений налога на прибыль, несмотря на то, что ставку снизили. На самом деле ничего от себя я не привносил, это было лишь четкое применение методов и знаний, которые уже существуют, но для Ленинградской области это было определенным новаторством.

ПВ: Ваша инициатива влияет на развитие малого бизнеса?

- Сейчас нет, потому что с того времени система налогообложения изменилась, но мы проводили очень широкие и серьезные консультации с отраслевыми объединениями и предпринимателями, например с Ассоциацией хлебопеков, территориальными объединениями в районах по налоговым вопросам, и пока жалоб на то, что налог на прибыль чрезмерный, нам не поступает.

ПВ: Были ли предложения от западных инвесторов по созданию предприятий по переработке мусора?

- Это происходит довольно регулярно, но, к сожалению, ничем не заканчивается.

ПВ: Что, на ваш взгляд, их останавливает?

- Любые технологии по переработке отходов с экономической точки зрения могут быть нормально реализованы только тогда, когда практикуются достаточно высокие соответствующие тарифы для населения. Если бы население платило, например, 50 рублей с человека в месяц, то в этом случае строительство заводов по переработке мусора было бы рентабельно и проблемы с отходами уже не существовало бы. Однако сегодня население платит в три раза меньше, и реализация проекта экономически неэффективна, хотя предложений при том, что нет никаких государственных гарантий, достаточно много. Единственное условие, которое выдвигают инвесторы, - установление экономически обоснованных тарифов на переработку, но, к сожалению, сегодня те, кто отвечает за установление тарифов, считают такое предложение неприемлемым.

ПВ: Есть ли необычные инвестиционные предложения, которые откровенно удивляют?

- Да, например предприниматель из штата Мэриленд, США, хочет развивать производство конской сбруи. Он считает, что это очень перспективно для России, а Ленинградская область просто идеально для этого подходит.

ПВ: Параллельно основной работе вы занимаетесь наукой и преподаете. Как решились на это при такой занятости?

- В какой-то момент, судя по собственному комитету, я заметил, что кадровый состав Правительства Ленинградской области явно не соответствует требованиям и задачам, которые он должен решать, и происходит это из-за того, что в основном там работают люди, не имеющие базового специального образования государственного управления. Ситуация была очень тяжелой, потому что и преподавателей государственного муниципального управления в Инженерно-экономической академии, где я преподаю, практически не было. Официально они числились, но это были выходцы из бывших преподавателей научного коммунизма, политэкономии социализма, экономгеографы. Я понял, что если не пойду преподавать, то ситуация станет совсем бесперспективной. Еще один аспект - я преподаю региональную экономику, государственное и муниципальное управление и государственное регулирование экономики. Это «живые дисциплины», быстро меняющиеся - постоянно меняется законодательство, появляются какие-то новые теоретические наработки, и это заставляет меня изучать смежные вопросы непосредственно по своему профилю работы, что очень полезно.

ПВ: Вам приходится встречаться с молодыми управленцами нового поколения, как вы их оцениваете?

- Я пришел к выводу, что и среди сотрудников правительства, и среди управленцев на предприятиях, включая высший менеджмент, возраст оказывается фактором, мало влияющим на эффективность работы. Есть люди пенсионного возраста, которые прекрасно ориентируются в ситуации и могут дать форы молодежи, а есть молодые, которые никогда не были лидерами в управлении.

ПВ: Ваш комментарий по поводу такого нового для Росси явления, как рэйдеры?

- В России для него больше благоприятных условий, но это связано не с тем, что у нас плохое законодательство или что-то еще не так. Причина в том, что в процессе становления бизнеса правила игры менялись часто и серьезно, и требования были очень разными. В результате у многих компаний возникли проблемы с оформлением своих прав на объекты имущества и неимущественные права, и естественно, когда не вполне добросовестные люди видят, что что-то «плохо лежит», у них возникает желание это отобрать.

ПВ: Активно ли скупаются земли в Ленинградской области?

- Примерно 10% земель являются объектом интереса, вне зависимости от целей, для которых они приобретаются. Из них, по нашим данным, не более 10% покупаются под конкретные проекты.

ПВ: За время вашей работы в Правительстве Ленинградской области промышленная политика на государственном уровне стала более рациональной?

- Ее как не было, так и нет. О промышленной политике можно говорить, когда государство укрепляет экономическую безопасность. Например, если для продовольственной безопасности государства должно быть не более 30% импорта продуктов из всех потребляемых в стране, то исходя из этой цифры определяется, сколько и чего надо производить, и принимать конкретные меры. Этого, к сожалению нет.

ПВ: Есть ли какие-то ожидания от предстоящего саммита в Петербурге?

- Конкретно они связаны с тем, что на нем будет обсуждаться проблема энергетической безопасности, и эксперты, которые готовят саммит, пообещали включить и такой проект, как прокладка кабеля от ЛАЭС в Финляндию. Для нас он очень важен. Любой всплеск интереса к Петербургу способствует повышению узнаваемости и внимания, в том числе и к Ленинградской области, это происходит всегда, думаю, что так будет и на этот раз.

Беседовала Марианна Николина

Реклама

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

Новости