Сварочные каретки – первый шаг автоматизации сварочных работ

Райский В. Г., ООО «ПТК» Статьи - Сварка
Печать

Сварка таврового шва кареткой на магнитных колесахПожалуй, нет ни одной отрасли промышленности, в которой не применялись бы сварочные технологии. Анализ рынка оборудования для дуговой сварки плавлением показывает, что наиболее распространенным способом сварки в промышленности продолжает оставаться полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде защитных газов (MIG/MAG процесс). Преимущества, в силу которых MIG/MAG сварка получила столь широкое распространение, очевидны:

Современное развитие сварочной техники, связанное с массовым применением инверторных источников питания с си­стемами синергетического управления и импульсных свароч­ных технологий, еще сильнее подчеркнули преимущества MIG/MAG сварки.

Самый верный путь к повышению производительности и качества – применение автоматизированных систем. Однако многие предприятия в оценке выгод автоматизации сталкиваются с существенными проблемами: помимо высоких инвестиций автоматизация резко повышает требования к качеству заготовительного и сборочного производства и требует высококвалифицированного обслуживающего персонала.

В этой ситуации, с которой сталкиваются многие предприятия, незаменимым становится постепенный переход к автоматизации производства. Первым шагом на этом пути может стать применение средств механизации сварочных процессов – самоходных сварочных кареток, выполняющих при MIG/MAG сварке такую же роль, как и сварочные тракторы для сварки под флюсом. В советской промышленности опыт применения такого оборудования был невелик и его распространение в России не столь массово, как, к примеру, в США или Японии.

Применение самоходных сварочных кареток как первого этапа механизации сварочного производства имеет существенные преимущества.

1. Повышение общей производительности сварки

Увеличить скорость сварки при том же процессе невозможно, но автоматизация дает возможность увеличить интенсивность труда. Согласно статистике, среднее время сварки (непосред-ственного горения дуги) при использовании ручного процесса MIG/MAG сварки не более 40–45% от общего рабочего времени, то есть всего 3–3,5 часа в смену. При использовании сварочных кареток время сварки увеличивается до 5–6 часов в смену.

Сварочная каретка перемещается непрерывно, сваривая шов любой длины, поэтому отпадает необходимость перемещения сварщика вдоль сварочного стыка – без изменения своего положения сварщик не может выполнить шов длиной более 1 метра.

Немаловажную роль играет и отсутствие усталости сварщика, которому теперь не нужно постоянно контролировать скорость сварки и поддерживать нужный вылет электрода.

Конструкция многих кареток дает возможность использовать две сварочные горелки, то есть выполнять одновременно два сварных шва или двух проходов одного шва. Также существует возможность обслуживания одним сварщиком нескольких кареток одновременно, что дает повышение производительности труда сразу в несколько раз.

Сварка таврового шва кареткой с поворотом горелки2. Улучшение качества сварки

Из-за плавного хода сварочной каретки и равномерного перемещения дуги вдоль стыка становятся возможными равномерная мелкочешуйчатая структура шва, отсутствие подрезов, плавный переход наплавленного валика к основному металлу. При использовании блока колебаний горелки происходит улучшение качества сварки многопроходных швов. Даже при неточной сборке сварного стыка можно добиться высокого ка­чест­ва сварки за счет способности кареток отслеживать линию стыка и корректировать траекторию перемещения горелки.

3. Уменьшение тепловложений в металл

Контроль тепловложений дает снижение общих деформаций конструкции. Это является следствием более точного поддержания скорости сварки и длины дуги по сравнению с ручным процессом. Постоянные зажигания и гашения дуги во время перехода сварщика вдоль стыка также способствуют увеличению деформаций. Применение кареток для сварки двумя горелками одновременно также уменьшает деформации.

4. Экономия сварочных материалов

Экономия возникает вследствие более точной настройки и поддержания параметров сварки в заданных пределах в процессе сварки, что уменьшает потери проволоки на разбрызгивание. При равномерном сварочном процессе можно также снизить расход защитного газа, что существенно при использовании сварочных смесей на основе аргона.

5. Использование стандартного сварочного оборудования

Нет необходимости в приобретении вместе с каретками какого-либо специального оборудования – большинство сварочных кареток используются совместно со стандартными полуавтоматами и горелками.

6. Отсутствие больших затрат на обучение сварщиков

Поскольку управление сварочными каретками довольно просто и возможно использование уже знакомых рабочим полуавтоматов, то отсутствует необходимость в дополнительном обучении сварщиков.

7. Уменьшение затрат на вспомогательные операции

Затраты на вспомогательные сварочные операции (зачистка шва, снятие усиления шва) уменьшаются вследствие того, что возможно получение гладких швов. Уменьшение разбрызгивания также снижает затраты на зачистку швов.

Сварка вертикального стыкового шва кареткой на направляющих рельсахТаким образом, можно сделать вывод, что в ближайшие годы в России вырастет интерес к механизированному сварочному оборудованию, первым видом которого могут стать самоходные сварочные каретки. Интерес к кареткам будут проявлять как небольшие производства, так и крупные промышленные предприятия, в первую очередь судостроительные верфи, производители емкостного оборудования, мостостроители.

Компания «ПТК», являясь одним из крупнейших российских поставщиков современной сварочной техники, представляет сварочные каретки Hitronic – одного из предприятий группы компаний Riland. Спектр продукции Hitronic широк, поэтому на выставке «Сварка 2012» будут представлены наиболее перспективные для российских потребителей модели:

HIT–8SS – каретка для сварки тавровых и стыковых швов; перемещается по детали на колесах с подмагничиванием;

HIT–1CW –каретка для сварки тавровых и стыковых швов; пе­ре­мещается по жестким направляющим с магнитным или вакуумным креплением, оснащена блоком колебаний;

HIT–NAW – специальная каретка для сварки тавровых швов с поворотом сварочной горелки – позволяет производить сварку в «глухих» углах; перемещается по детали при помощи колес с подмагничиванием;

HIT–16 – каретка для сварки закрытых угловых швов на различных емкостях и резервуарах; перемещается по вертикальным поверхностям на колесах с подмагничиванием;

HIT–20C – каретка для сварки тавровых швов двумя сварочными горелками одновременно; перемещается по гибким направляющим с магнитным или вакуумным креплением, оснащена блоками колебаний для каждой горелки;

HIT–18–1SD–2 – каретка для сварки тавровых и стыковых швов, в том числе прерывистых швов; перемещается непосредственно по свариваемой детали на колесах с подмагничивани­ем; подходит для сварки тавровых балок с узкой полкой.

Сварка вертикального стыкового шва большой толщины с принудительным формированием шваВ перспективе компанией «ПТК» также будут представлены более сложные сварочные каретки, которые можно отнести к разряду специальных:

HIT–8SSHIF – каретка для одновременной сварки двусторонних тавровых швов двумя горелками;

HIT–20 – каретка для сварки горизонтальных стыков резервуаров двумя горелками;

HIT–201 – каретка для сварки вертикальных стыков резервуаров с принудительным формированием шва;

HIT–G01 – каретка для приварки труб в трубные доски;

HIT–G03/G04 – каретки для плазменной строжки корня шва.

Мы будем рады видеть специалистов на выставке «Свар­ка 2012» на нашем стенде D15 в павильоне № 7 с 15 по 18 мая 2012 г.

 

ООО «ПТК»
Отдел промышленного оборудования
194100 Санкт-Петербург, Литовская ул., д. 10
тел./факс (812) 331-00-52
www.ptk-servis.ru